Как организовать самостоятельное выполнение домашних заданий

Домашнее задание Главной целью домашних заданий является их самостоятельное выполнение ребенком,  поэтому родители не должны перекладывать эту обязанность на себя. Задача родителей - научить ребенка самостоятельно делать заданные уроки и контролировать правильность их выполнения.

В начальной школе оптимальная продолжительность подготовки заданных уроков составляет 1-1,5 часа. Чтобы сформировать у ребенка навык самостоятельного выполнения домашних заданий необходимо следующее.

1. Организуйте рабочее место ребенка поставьте удобный стол, стул, полку или тумбочку для тетрадей и учебников. Садясь на это место, у ребенка будет формироваться соответствующий рабочий настрой, желание приступить к подготовке уроков.

2. Объясните ребенку, что прежде чем приступать к выполнению заданий, он должен уточнить, какие предметы нужно готовить, и что по ним задано. Чтобы не получилось, что сначала ребенок сделал упражнение, а потом стал учить правило, на которое задано упражнение. Постепенно ребенок сам научится планировать свои действия и порядок выполнения уроков.

3. Существует распространенное мнение, что сначала нужно начинать делать более сложные задания. На самом деле, это не совсем так. Обязательно нужно учитывать характер и темперамент ребенка. Если ребенок сразу легко и активно  включается в работу, но потом быстро наступает спад, то посоветуйте ему начинать с трудных заданий. Если же наоборот раскачивается очень медленно, но постепенно эффективность работы  увеличивается, то начинать нужно с более простых предметов.

4. Самостоятельность ребенка в подготовке домашних заданий формируется постепенно, одним нужно 3-4 месяца, у других этот процесс занимает 2-3 года, все зависит от индивидуальных способностей. Но в любом случае этот процесс состоит из нескольких этапов.

На первых порах выполняйте задания вместе с ребенком. Постарайтесь выяснить, каких навыков и знаний у него не хватает, и восполните эти пробелы. Приучайте ребенка делать задания сначала в черновике.

На следующем этапе поручайте ребенку выполнение части заданий самостоятельно,  при этом вы должны быть абсолютно уверены, что ребенок с ними справится самостоятельно. Для ребенка, собственно как и для взрослого, очень важно ощущение успеха. Оцените достигнутый результат. Придумайте какую-нибудь систему поощрений за хорошо и правильно сделанные задания. Например, давайте ему звездочку, флажок или цветную карточку. Визуальный образ накопленных наград придаст ребенку уверенности в собственных силах и вызовет желание заработать побольше поощрительных призов. В случае неудачи обязательно вместе выясните причину и спокойно разберите ситуацию. Подскажите ребенку, что при возникновении затруднений он может обращаться за помощью к взрослым.

На третьем этапе ребенок обычно начинает справляться с заданиями сам, но ему нужна ваша психологическая поддержка. Он должен знать, что вы находитесь рядом и всегда готовы прийти ему на помощь. Обязательно проверяйте сделанные задания. Ребенок должен чувствовать, что вы искренне переживаете за его успехи в школе и стараетесь помочь ему.

На четвертом этапе ребенок может полностью работать самостоятельно. Он ориентируется во времени выполнения заданий. Старается преодолеть все трудности сам, откладывая до вашего возвращения только самое трудное. За собой необходимо оставить проверку сделанных уроков.  Проверяя выполнение заданий,  не спешите сразу исправить все ошибки, предложите ребенку подумать еще над выполнением задания. Подсказывайте только в крайнем случае. Дарите ребенку радость собственных побед.

Может показаться, что такой подход займет много времени и сил, но на самом деле вы потратите гораздо меньше времени и эмоций чем на бесплодную борьбу (чтоб сел за уроки, чтобы не отвлекался на посторонние вещи, чтобы хорошо  подготовился к контрольной).

В помощь родителям предлагаю памятку по подготовке уроков.

Загляните на эти интересные странички!

30 Комментариев “Как организовать самостоятельное выполнение домашних заданий”

  • Подготовка домашнего задания у нас занимает много времени. Воспользуюсь вашими советами.

  • Мой сн учится в третьем классе гимназии. Программа тяжелая(По Петерсону изучаем математику). Могу сказать лишь одно- самостоятельно учить уроки-для нас пока фантастика. При чем и для большинства деток в нашем классе тоже самое. Мы все сидим со своими детьми и занимаемся.

  • Нам это пригодится в следующем году, которого я с ужасом жду)

  • Дети детям рознь. Иногда ребенок с детства самостоятельно все делает, а иногда и во взрослом состоянии от него ничего не дождешься.

  • Lada:

    Все дети разные: одним ничего не надо подсказывать, а с другими до ночи сидят. Но Ваша статья просто реально должна помочь тем, у кого трудности в этом вопросе!

  • Спасибо за статью очень для меня актуальная тема, возьму ваши рекомендации на заметку. Спасибо Удачи!

  • Здорово, если ребенок сам хочет учиться и особо не надо его контролировать.

  • Спасибо, внимательно прочитала, очень интересно

  • мы тоже не помогали дочери с д\з, потому что то не так, это не эдак. ты не так объясняешь как учитель, все очень быстро закончилось. теперь все делает сама и отлично, самостоятельно. спасибо за статью

  • Полезные рекомендации, с ужасом вспоминаю как мы делали д/з с дочкой с 1-3 класс.

  • Правильные у Вас правила написаны. Я со своим сыном так и делаю, но уже во 2 классе, а уроки самостоятельно пока не может делать. Все время бегает и спрашивает как это сделать.
    Спасибо за такую хорошую статью!

  • Моя мама даже никогда не проверяла у меня домашние задания, не то что помогать :) И не потому, что она была плохая, просто считала, что каждый должен заниматься своим делом, а школа – это моё дело.
    Тем не менее я была отличницей и кандидаткой на золотую медаль, которую мне не дали только из-за плохого поведения – ну не любила я подчиняться правилам :)

  • В этой статье и взрослым не плохой урок есть

  • Я целенаправленно развивала самостоятельность своего ребенка. Это очень важно, чтобы потом ребенок мог сам идти по жизни.

  • Вы совершенно правы, главное привить ребенку желание учиться:-)
    Удачи!

  • Самый эффективный способ это сделать из домашних заданий игру.

  • Мне кажется, нагрузка в школе такая большая, что ребенку самому сложно усвоить материал в школе, поэтому он это делает дома с родителями.

    • Светлана:

      Совершенно верно, поэтому на первоначальном этапе родителям необходимо обязательно помогать ребенка, но постепенно нужно формировать навыки самостоятельного выполнения домашних заданий.

  • Как хорошо, что мои детки уже взрослые. И школу окончили, и университет. Дочка – вообще 2 диплома имеет. Так что мне только внуков осталось ждать. Их буду организовывать

  • К сожалению, в настоящее время, учитывая, школьную нагрузку уже в начальной школе, схема выполнения домашнего задания примерно одинаковая: мама + ребенок до глубокой ночи делают уроки, что в корне неправильно!

  • Хочу добавить, что даже после того, как ребёнок стал самостоятельно выполнять домашние задания, периодический контроль необходим.
    Расслабляются детишки без контроля…, пока не сформируется чувство ответственности.

  • Замечательные советы для родителей первоклассников и учеников начальной школы. Потом приучить к навыкам самостоятельной работы будет гораздо труднее.

  • У меня не было проблем с моими детьми, они как-то сразу все делали самостоятельно.То ли школьные программы были проще, то ли учителя хорошие попались, но проблем не было. А вот с внуками сейчас проблемы.

  • Да,выполнение домашнего задания это прежде всего проверка терпения родителей, чем детей. У меня два сына, школьники, и мне кажется, что легче было самому учится в школе, чем сейчас учиться с детьми. Спасибо за статью.

  • Наверное, этот процесс полезен не только детям, но и некоторым родителям, которые “пользуясь случаем” могут проверить свою сдержанность и адекватность!!!!!

  • Прежде всего ребенку необходимо создать хорошие условия для самостоятельных занятий.

  • как хорошо звучит – дарите ребенку радость собственных побед! Именно так – радость, а не уверенность в бесполезности домашек…

  • Вспомнила, как помогала первый год учебы в школе своим детям. приходилось трудно не только им. но и мне.

  • Я проработала в школе много лет (правда в старших классах), но по опыту знаю, что если не приучит ребенка к самостоятельности сразу, то в последствии будут большие проблемы. Поддержка обязательно нужна, но разумная. Спасибо за статью! Очень полезна для родителей первоклашек.

  • У меня как раз сын в школу пошел, пока что выполняет всё с огромным удовольствием, спасибо за рекомендации!

Оставить комментарий

Хочу Всё Знать. Полезные Советы

Рейтинг@Mail.ru