Колизей – арена для гладиаторов и зверей

Амфитеатр Римский император Тит Флавий Веспасиан, придя к власти, стремился как можно быстрее стереть память о своем предшественнике императоре Нероне и прославить династию Флавиев. Для этого он разрушил до основания дворец  Нерона, а на его приказал возвести огромный амфитеатр на 50000 мест, чтобы дать народу «хлеба и зрелищ». Стройка началась в 75 году и велась в невероятном темпе.

Современное название Колизей произошло от измененного латинского слова «colossus», что в переводе означает гигантский, громадный.  Именно таким гигантским сооружением, по замыслу Веспасиана, должен быть стать новый амфитеатр, для проведения захватывающих душу зрелищ. На его арене должны были сражаться гладиаторы, устраиваться схватки с дикими львами, пантерами и леопардами, проводиться скачки на колесницах и даже устраиваться морские сражения.

Амфитеатр возводился на  дне бывшего искусственного водоема, вырытого для знаменитого Золотого дома Нерона. Работа не прекращалась ни днем, ни ночью. Тысячи рабов,  согнанных из покоренных Римом провинций, трудились на гигантской стройке. Строительная площадка представляла собой правильный эллипс длиной190 метров и шириной 156 метров.

Амфитеатор

Великие п\амятники архитектуры

Колизей. Предполагаемый вид.

Строительство сооружения  велось более 5 лет, начавшись при жизни Веспасиана, оно закончилось во время правления его сына Тита. Торжества по случаю открытия Колизея длились 100 дней. В честь этого события на арене сражались сотни гладиаторов, было выпущено более 5000 диких животных, а народ все продолжал требовать новых схваток.

Полная отделка амфитеатра – облицовка мрамором, украшение колонн, установка мраморных статуй была завершена уже при новом императоре - младшем сыне Веспасиана – Домициане.

Всеми строительными  работами при возведении этого гигантского сооружения руководил автор проекта – архитектор Квинтий Атерий.

Позднее, во время проведения археологических раскопок выяснилось, что Колизей установлен на мощном фундаменте, имеющем толщину 13 метров. На его сооружение использовано около 400 тысяч тонн камней. Наружная стена имеет высоту свыше 40 метров, чуть позднее ее нарастили до  50 метров, сооруди четвертый ярус, правда практического значения он не имел.     

Во время правления Домициана в Колизее создали специальные служебные помещения для моряков, организующих  водные феерии и морские сражения, а также натягивающих на 240 мачтах матерчатые тенты над ареной, для защиты зрителей от палящего солнца. Также были сооружены казармы для солдат и площадки для тренировок гладиаторов.

Созданное в Риме, невиданное по размеру сооружение, с первого дня открытия  служило для развлечения жителей и было невероятно популярно. Рассчитанное на 50000 человек оно иногда вмещало в себя до 70000. Для прохода зрителей было создано 80 входов. На первом ярусе, с которого открывался прекрасный  обзор и в тоже время, находящееся на безопасном от арены (кстати, слово «арена» по-латински означает песок)   расстоянии  находилась ложа императора и его свиты. Мраморные кресла и скамьи  первого яруса предназначались для патрициев, гостей императора и почетных жителей Рима. Располагавшиеся выше еще три ряда мраморных скамей служили для размещения обычных свободных  граждан. Еще выше находились ряды с деревянными скамьями и галерея, предназначавшиеся  для слуг, женщин.

Новое чудо света

Под ареной, которая была деревянной и подвижной, размещались помещения для гладиаторов и животных. Там же находились трубы, по которым поступала вода для заполнения арены во время проведения морских сражений.  

Великие сооружения мира

Гладиаторы выходили на арену из-под арки, расположенной в дальнем краю арены. Они проходили по кругу и останавливались перед ложей императора. Поднимали вверх правую руку и произносили ритуальную фразу: «Да здравствует император! Идущий на смерть приветствует тебя». Арена была так велика, что на ней могли вести бой одновременно до 3000 гладиаторов. Вначале обычно сражались малоизвестные  бойцы с легким вооружением, а затем их сменяли гладиаторы с тяжелым вооружением.

Гладиаторы

Зрелище

Сражение со зверямиИногда устраивались бои андабатов, то есть бойцов в шлемах без отверстий для глаз. Служители (мастигофоры) длинными вилами подталкивали их друг к другу, чтобы они могли встретиться. Постепенно число сражавшихся уменьшалось, а когда их оставалось двое, их сильнее толкали друг  к другу, чтобы оба встретившись, упали на песок и лежа закололи друг друга. Под крик «Кончено!» служители убирали трупы, а отроки засыпали следы крови песком и присыпали листьями шафрана.

В 405 году император-христианин Гонорий запретил кровавые битвы на арене. В среде просвещенных патрициев к тому времени уже появилось  мнение, что убийство по прихоти формирует основу для безнравственности общества. Поводом к запрету явился отчаянный поступок монаха Телемаха, который желая предотвратить схватку гладиаторов, бросился на арену, но его растерзала разъяренная толпа, которая могла лишиться интересного зрелища.

После падения Римской империи Колизей оказался невостребованным и постепенно начал разрушаться. Со временем его разграбили, сняв все более менее ценное. Сейчас от него остались только развалины, напоминающие о некогда грандиозном сооружении, но даже утратив 2/3 свой первоначальной массы Колизей остается беспримерно огромным.

Колизей

Остатки колизея

В 18 веке Папа Римский Бенедикт XIV объявил Колизей мученическим святым местом, на котором приняли жестокую смерть тысячи христиан.  На арене был воздвигнут крест, возле которого ежегодно на Пасху происходит церемония поминовения.        

Сейчас Колизей является символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке он был предложен в качестве  претендента на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам проведенного голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света. Власти Рима предпринимают ряд усилий по сохранению данного исторического объекта.  Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены.

При подготовке статьи использованы материалы книги М. Кубеева  «Сто великих чудес света».

 

Найти книгу в интернете

Загляните на эти интересные странички!

Оставить комментарий

Хочу Всё Знать. Полезные Советы

Рейтинг@Mail.ru